Команда Парамоновой и Михайлова

 
 

Судебная практика по спорам Туристов с Турагентами.

Из судебной практики по спорам Туристов с Турагентами.

К сожалению, статистика судебных разбирательств по туристическим поездкам достаточно велика. На сегодняшний день большое количество наших сограждан выезжает отдыхать за пределы Родины и чаще всего прибегает к «помощи» турагентов и туроператоров, которых сейчас огромное множество.  При этом далеко не каждый турагент и туроператор может похвастаться добросовестной репутацией.

 

Наиболее часто встречаемые судебные споры:


- Ненадлежащее исполнение обязательств.

Нам всегда расписывают отличный отель с прекрасным обслуживанием и  услугами, мы соглашаемся на именно этот отдых, оплачиваем его и что же получаем на деле?! Часто это далеко не то, что нам показывали на картинках в турагентствах и у туроператоров. Как следствие, испорченный отдых, отпуск, настроение... При обращении в суд мы прибегаем к положениям ФЗ «О туристической деятельности», ФЗ «О защите прав потребителей» и  Гражданского кодексу РФ (в частности,  ст. 151, 309, 393 ГК РФ: компенсация морального вреда, ненадлежащее исполнение обязательств, возмещение убытков и т.д.). И на практике решения судов чаще всего выносятся в пользу именно Истцов (Вас).

Во избежание же судебных разбирательств Вы можете себя застраховать от неисполнения обязательств, оформив страхование ответственности. Страховщик обязан выплатить страховое возмещение по договору страхования ответственности турфирмы по письменному требованию Заказчика при наступлении страхового случая. Существенным нарушением условий договора признается нарушение с причинением ущерба, лишающего в значительной степени Вас того, что было прописано в договоре.

Важно осознавать все возможные риски при планировании туристических поездок, начиная с того, что все мы люди и ничто человеческое нам не чуждо (болезнь, срочно возникшая работа, смерть, ну и многое другое, что может помешать Вам выехать), и заканчивая различными неприятными ситуациями, которые могут возникнуть, когда Вы уже находитесь в чужой и новой для Вас стране (болезнь, климат и т.д.). Для более комфортного отдыха и наименьших материальных и моральных потерь советуем Вам оформлять страхование от невыезда и страхование здоровья.

 

- Страхование риска невыезда.

Представьте себе такую ситуацию: Вы заранее купили туристическую путевку и вот, перед самым отъездом, понимаете, что на выбранном вами курорте идут ливневые дожди и отдыхать под такой аккомпанемент вовсе не хочется; либо консульство страны, которую вы намеревались посетить с визитом, отказало в выдаче визы буквально за день до вылета. На страховом рынке существует услуга страхования расходов, возникших из-за отмены поездки за границу. Ряд страховых компаний включает в полис и траты, появившиеся из-за изменения сроков пребывания за границей (под «изменением сроков» понимается не перенос поездки на другое время, а отъезд с опозданием, досрочное возвращение либо, наоборот, задержка за рубежом). Поскольку данный вид страхования является добровольным, каждая компания разрабатывает свои правила, которые, несмотря на то, что примерно похожи, могут существенно различаться в деталях. Итак, полис от «невыезда» покрывает расходы, возникшие в результате отмены/изменения сроков поездки по следующим причинам: смерть, травма, болезнь самого застрахованного или его близких родственников. Страхуется также неполучение въездной визы застрахованным (иногда – родственниками/лицами, путешествующими совместно), повреждение имущества в результате пожара, протечки, действий третьих лиц. Важно внимательно читать туристический договор, который с Вами заключают  турагенты и туроператоры, и желательно всегда страховать свои риски. Такую страховку Вы можете оформить у любого туроператора, при покупке туристической поездки. Стоимость ее колеблется в пределах 7-10% от суммы турпутевки.

 

- Задержки рейсов.

Проблема  сегодняшнего дня - задержки рейсов. Последние несколько лет в разгары сезонов туристы по несколько дней проводят в аэропортах. Портится настроение, отдых, уменьшаются долгожданные солнечные деньки. Страхование от невыезда включает в себя пункт задержек рейсов в аэропортах, поэтому будьте внимательны при оформлении страховки. При возникновении такой неприятной ситуации обязательно сделайте на билете отметку о задержке рейса с указанием конкретного времени. Данная отметка ставится у администратора аэропорта. Важно понимать, турист – потребитель, а туроператор – формирует туристический продукт, в который включен авиаперелет, т.е. ответственность ложится на туроператора, и спрашивать нужно с него, в независимости от того, застрахован путешественник или нет.

 

- Страхование здоровья.

Страховщики бывают разные: кто-то действительно придерживается принципа "все для клиента", а некоторые просто-напросто зарабатывают деньги, надеясь на авось. Конечно, большинство туристов возвращаются из поездок, так и не попав ни в какие передряги и не воспользовавшись страховкой, однако те, с кем произошел реальный страховой случай, нередко жалеют об отсутствии страховки. Между тем многих проблем можно было бы избежать, если бы граждане подходили к выбору турагента и страховой компании более серьезно. Нельзя сказать, что представление "главное найти хорошего турагента, а он уже решит все проблемы" в корне неверно. Конечно, уважающая себя туристическая компания вряд ли предложит своему клиенту страховку "в комплекте" от заведомо недееспособного в профессиональном плане страховщика. Но, во-первых, такие высокопрофессиональные турагенты нередко отпугивают клиентов высокими ценами, а во-вторых, страховщик "в комплекте", предлагая массовый однотипный продукт, вряд ли сможет учесть все потребности страхователя. Кроме того, ненадежность и непрофессионализм в среде страховщиков действительно не такая уж редкость.

Туристический страховой полис представляет собой бланк, который содержит информацию о том, какие медицинские и транспортные услуги покрывает данный договор страхования. К бланку прилагается пластиковая или картонная карточка с именем застрахованного, номером полиса и контактным телефоном, по которому следует связаться с отделением или партнером (ассистансом) страховой компании в стране пребывания в случае наступления страхового события. Самостоятельный отбор страховщика и внимательное чтение договора поможет клиенту избежать многих из вышеописанных проблем. Кроме того, клиент сможет в индивидуальном порядке дополнить договор необходимыми ему услугами. Например, пожилым людям с хроническими заболеваниями стоит поинтересоваться, можно ли в стране пребывания получить квалифицированную медицинскую помощь по профилю заболевания. Или же семья, отправляясь в зарубежную поездку, может предусмотреть в договоре страхования эвакуацию на родину детей, оставшихся без присмотра заболевших родителей. Естественно, особые программы в обязательном порядке понадобятся туристам-экстремалам, увлекающимся горными лыжами, сноубордом, дайвингом или фартингом. Отметим, что туристические компании часто не выделяют стоимость полиса из пакета, и, приобретая его самостоятельно, клиент фактически вынужден приобретать два полиса. Хотя, в соответствии законом о защите прав потребителей, нельзя навязывать страховой полис, это происходит постоянно. Данная практика является противозаконной, и суд будет на стороне Истца. Кроме того, имеет смысл задуматься, стоит ли работать с такой туркомпанией.

 

- Неправильное оформление турфирмой визы.

И вот наступает долгожданный отпуск. Все складывается хорошо, купили отличный тур, идете на регистрацию в указанное время, и вдруг выясняется, что у Вас неправильно оформлена виза. Указан иной период времени, неправильно написана Ваша фамилия, возраст, пол.

Туриста сняли с рейса в связи с неправильным оформлением турфирмой визы. Турист обратился в турфирму с требованием о расторжении договора и возврате стоимости поездки. Фирма предложила ему вернуть стоимость поездки за вычетом стоимости визы и авиабилета. Поскольку турист понимал, что дело в суде может затянуться на неопределенное время, а стоимость турпоездки для него была небольшая, он решил получить предлагаемую ему сумму и самостоятельно вернуть деньги за неиспользованный авиабилет. Обратившись в авиакомпанию, турист получил ответ, что он должен обратиться туда, где этот авиабилет приобретался. Турфирма отказалась дать туристу эту информацию, и он все-таки был вынужден обратиться в суд. Суд вынес решение в его пользу и взыскал с турфирмы стоимость турпутевки, стоимость авиабилета, а также компенсацию за причиненный моральный вред.

 

Вывод: будьте внимательны при покупке туристических туров,  будьте внимательны в момент заключения договора, обсуждайте все сомнительные пункты, прописывайте все интересующие Вас ситуации.