Команда Парамоновой и Михайлова

 
 

Претензии к туроператору.

Подавляющее число людей предпочитают организовать свой отдых с помощью туристических фирм, поскольку это удобно и комфортно.

Сегодня мы поговорим о столь важной стороне отдыха, как ответственность туроператоров перед собственными клиентами – туристами, а также о том, о чем стоит знать, прежде чем предъявлять иск к туроператору.

 

В первую очередь, перед тем, как выставлять претензии к туроператору, стоит определиться с основными понятиями и терминологией. Работу с туристом осуществляют туроператоры и турагенты.

 

Туроператор юридическое лицо, осуществляющее туроператорскую деятельность на территории РФ, при обязательном наличии у него:

- договора страхования гражданской ответственности туроператора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристического продукта;

- банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристического продукта;

- внесение данных о нем в единый Реестр туроператоров.

 

Турагент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, действующий от имени туроператора или от своего имени, заключающий договор с туристом о реализации ему туристического продукта.

Туристический продукт комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристического продукта.

Все правовые отношения, связанные с предоставлением туристических услуг и порядком предъявления претензии к туроператору, регулируются Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 05.02.2007 года №12-ФЗ, далее – Закон об основах туристической деятельности), Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами оказания услуг по реализации туристического продукта, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 г. № 452. Кроме того, существует еще ряд нормативных правовых актов, на основании положений которых может быть составлен иск к туроператору.

 

Существенное значение для защиты прав туристов имеют особенности объема прав, обязанностей, ответственности туроператоров и турагентов, которые сильно различаются. Разберем вопрос об ответственности:


Туроператор

1.Несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристического продукта (в том числе претензии к туроператору могут быть предъявлены за неоказание или ненадлежащее оказание туристических услуг, входящих в туристический продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

Турагенство

1.Турагент не несет ответственности за последствия ненадлежащего формирования туристического продукта и исполнения договора о реализации туристического продукта. Вместе с тем турагент, действующий от своего имени, несет полную ответственность перед туристом на стадии заключения договора о реализации туристического продукта, прежде всего, в части своевременного предоставления необходимой достоверной информации, обеспечивающей правильный выбор туристом туристических продуктов.

Внимание! Виды, формы, границы ответственности туроператора и турагента определяются содержанием договора, заключенного между ними. Если вы приобретаете туристическую путевку у турагента, необходимо ознакомиться с таким договором.

2.Отвечает перед туристом за действие (бездействие) третьих лиц, задействованных в сформированном туристическом продукте.

3. Ответственность туроператора касается и реализации туристу туристического продукта без оформления туристической путевки (административная ответственность по ст.14.5 КоАП).

4.Претензии к Туроператору могут быть предъявлены как по качеству туристического продукта (весь комплекс услуг, по туристическому обслуживанию), так и по непредставлению информации (предоставление недостоверной информации о потребительских свойствах туристического продукта).

2.Не отвечает перед туристом за действие (бездействие) третьих лиц, задействованных в сформированном туристическом продукте.

3.Не несет ответственности, т.к. реализация туристического продукта не является для него самостоятельной услугой, оказываемой туристу.

 

 

4.Претензии могут быть выставлены только по непредставлению или предоставлению недостоверной информации, как то: программа пребывания, маршрут, условия путешествия, условия проживания, питания, услугах по перевозке пассажиров и т.д.

 

Важно!

- При предъявлении претензии к туроператору важно соблюдение досудебного претензионного порядка урегулирования спора. Несоблюдение такого порядка, если предъявляется гражданский иск к туроператору, является основанием для оставления исков-заявлений без рассмотрения (ст.222 ГПК РФ).

- Срок предъявления претензии к туроператору по качеству туристического продукта составляет 20 дней со дня окончания действия договора, а срок ее рассмотрения - в течение 10 дней со дня получения претензии.

- Срок предъявления претензий к турагентам вообще законодательно не определен.

- Срок исковой давности по иску к туроператору и турагенту составляет 3 года (ст.196 ГК РФ).

 

В следующем информационном сообщении мы подробно рассмотрим вопросы о том:

 

Жалобы туристов должны быть обоснованы и правильно сформулированы.

Следите за нашими публикациями.