Команда Парамоновой и Михайлова

 
 

«Не думай о юристах «СВЫСОКА».

Практика последних лет убедительно показывает рост правовой грамотности, как обычных граждан, так и тех из них, кто занимается бизнесом. Однако следует отметить, что многие, кто обращаются за помощью к юристу, имеют неверное представление о том, как выбрать юриста, в чем состоит его функция, каковы его возможности. К сожалению, складывается тенденция к восприятию услуг юриста, как услуг, которые оказывают официанты в кафе, визажисты в салоне красоты и других местах, где клиент выступает в качестве потребителя услуг. Неверные представления, в свою очередь, формируют неадекватные реальности ожидания от обращения и требования к юристу. «Я плачу деньги. Сделайте мне быстро и красиво, как в кино». Юрист, разбираясь с проблемой клиента, как правило, не «делает ему быстро и красиво, как в кино». Это приводит клиента к разочарованиям, неосновательным расчетам на то, что его проблема должна быть решена юристом так, как он себе это представляли.

Следствием неверных сформированных представлений о работе юристов являются всякого рода претензии к ним на длительность решения проблемы, на высокие цены услуг, на низкую квалификацию и т.д.

Неверные представления о работе юристов формируют мифы и заблуждения.

 

Чтобы у каждого обратившегося к помощи юристов имелось понимание специфики их работы, больше возможностей для эффективного использования их услуг, попытаемся развеять некоторые мифы и заблуждения о работе юристов по оказанию юридических услуг.

Заблуждение первое: хороший юрист способен дать полную, всестороннюю консультацию клиенту в день его обращения, иначе это не профессионал.

(С этим заблуждением связан миф о том, что юрист обязан отложить все текущие дела и заниматься только проблемой обратившегося клиента, в виду ее срочности).

Такое мнение встречается довольно часто и выливается в высокие требования к юристу. Вместе с тем нужно учитывать, что нестабильность в нормах права российской правовой системы еще очень актуальна. То, что было верным месяц назад, необязательно уже верно сегодня. Ни один юрист не в состоянии выучить наизусть все нормативные акты и наиболее важные положения судебной практики, даже в одной какой-то отдельно взятой области, не говоря уже обо всем нормативном массиве. Об этом надо знать перед тем, как выбрать юриста.

Каждый раз, приступая к анализу проблемы своего клиента, юрист первым делом обращается к тексту закона, судебной практике, иным нормативным документам, даже если эта проблема им ранее рассматривалась. Другими словами, юрист использует не только свое знание норм, но навык эффективного поиска необходимой нормы, правильного ее толкования и сложившейся правоприменительной практики.

Поэтому, если юрист говорит, что для ответа на поставленные вопросы ему необходимо время для анализа, это значит, что проблема требует дополнительного анализа, и не стоит предъявлять невыполнимые требования к юристу. Вполне возможно, что вероятность того, что перед клиентом профессионал гораздо выше, чем в случае, когда юрист сразу выражает готовность дать исчерпывающую консультацию по всем поставленным вопросам. Следует сказать объективности ради, по целому ряду вопросов клиенту достаточно разъяснить законодательные и процессуальные нормы, чтобы направить его дальнейшие самостоятельные действия в правильное правовое русло.

 

Заблуждение второе: если юрист профессионал, он способен решить самостоятельно абсолютно разные проблемы клиента.

(С эти заблуждением связан миф о могуществе настоящих юристов профессионалов, которые способны выигрывать любые судебные процессы, «пробивать» нужные распорядительные документы, выигрывать тендеры и конкурсы).

Этот сложившейся миф можно прокомментировать только фразой: «За Ваши деньги – любой каприз. Только это – не к юристам, пожалуйста».

Общемировая тенденция в юридических услугах – это узкая специализация юристов. «Универсальный» юрист способен качественно действовать в нескольких «стыкующихся» областях права при условии, если он имеет достаточно большую практику ведение дел в суде по этим областям права. Юрист-профессионал, исходя из специфических проблем клиента, обязательно проводит консультации со специалистами. Так, разрешая споры по договорам строительного подряда, нередко юристу приходится прибегать к услугам строительных экспертов, а при разрешении споров между супругами – к помощи психологов.

Однако, если юрист готов помочь клиенту в судебном споре с налоговой инспекцией по поводу возмещения НДС, взыскать убытки с нерадивого подрядчика, разобраться с последствиями ДТП, развести и разделить имущество супругов, а заодно и дать ряд советов по уголовному делу, есть повод задуматься о том, является ли такой юрист специалистом хотя бы в одной из этих областей. Все это должен учитывать клиент, не знающий, как выбрать юриста для своего дела.

Заблуждение третье: юрист обязан найти решение для любой проблемы клиента.

Распространен стереотип о том, что юристы способны обосновать что угодно, вывернуть смысл закона наизнанку. При этом клиент возмущается, обвиняет юриста в непрофессионализме, когда слышит от него слова о том, что пропущен срок исковой давности для предъявления претензии, или о том, что отсутствие долговой расписки не позволит взыскать долг с человека, которому клиент дал взаймы три года назад, и т.д.

Существуют обстоятельства, с которыми закон связывает определенные правовые последствия, и эти последствия юристы объективно не могут устранить (истек срок исковой давности, клиент неосмотрительно признал в письме долг перед контрагентом и т.д.), несмотря на все требования к юристу со стороны клиента.

Для того чтобы не сталкиваться с невозможностью исправить ситуацию, необходимо своевременно консультироваться с юристом, предоставляя ему полную, достоверную информацию. Кстати, предоставление клиентом искаженной информации, умалчивание о деталях – бич в работе юриста. Желание выглядеть в глазах юриста как можно лучше заставляет многих клиентов утаивать информацию, негативную с точки зрения клиента, не предоставлять те или иные документы, просто врать. В результате, в судебных заседаниях у оппонентов «всплывают» документы, о которых юрист просто не был проинформирован, что наносит непоправимый урон результатам его работы.

Заблуждение четвертое: любую проблему можно решить проще, быстрее, чем предлагает юрист.

Редчайший случай, когда юрист озабочен извлечением сиюминутной выгоды. Залогом успешной деятельности юриста является его хорошая репутация, которая создается годами, а может быть разрушена за несколько минут. Задача юриста - предложить клиенту наилучшее решение проблемы. Задача клиента – как выбрать юриста, который способен оказать квалифицированную помощь в решении проблемы.

Данное заблуждение связано с важнейшим элементом успешного сотрудничества клиента и юриста – доверием.

Если при общении клиента с юристом не возникает взаимного доверия, то сотрудничество не будет успешным. Юрист-профессионал обязательно подробным образом расскажет клиенту о том, какая работа должна быть выполнена для достижения целей клиента, почему именно эта, почему именно так и почему она стоит столько. Если юрист этого не делает, а только называет цену и отказывается обсуждать содержание работы, наверное, он не заслуживает доверия. Если юрист объяснил объем работы, а клиенту по-прежнему ее объем кажется неадекватным, то, возможно, имеется ситуация психологического отторжения между юристом и клиентом. В этом случае будет правильно рекомендовать клиенту обратиться к другому юристу, который вызовет больше доверия, как специалист. В любом случае, должны вызывать сомнения специалисты, которые предлагают все сделать просто, быстро и недорого.

Главное заблуждение: если юрист не дает гарантий успешного разрешения проблемы в пользу клиента, включая судебное рассмотрение, это – плохой юрист.

Желание добиться положительного результата в разрешении проблемы понятно. Зачастую клиенты предъявляют требования к юристу о получении ими гарантий вынесения судом решения в их пользу.

Гарантировать вынесение нужного решения могут только три человека:

- судья, рассматривающий дело;

- человек, который знает, кому и в каком размере нужно дать взятку;

- мошенник, который вводит в заблуждение относительно своих возможностей;

Юрист не может давать подобных гарантий, потому что он, как профессионал, прекрасно знает, что на вынесение судом решения кроме их (юристов) работы влияют также и иные факторы, находящиеся вне их контроля. Это, прежде всего, внутреннее убеждение судьи, действия оппонентов в рамках дела, политическое влияние государства на судебную систему. Поэтому, даже когда клиент знает, как выбрать юриста, он должен учитывать любые возможные повороты дела. Ярким примером сказанного может служить трансформация позиции суда в спорах о признании права собственности на квартиры в новостройках за соинвесторами – физическими лицами за последние полтора года.

Если Вам важна абсолютная законность средств в решении своей проблемы, то не верьте тем юристам, которые предоставляют Вам гарантии подобного рода. Такие гарантии лежат вне правового поля, и Вас в лучшем случае обманут.

 

Удачи Вам и успехов.